Боярин Морозов под конвоем гнал мужиков в лес
Боярин Морозов под конвоем гнал мужиков в лес
КАК ЖИЛИ НАШИ ПРЕДКИ НА ЮГЕ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ
Не так давно мы познакомили читателей с бытом, нравами и легендами заволжской деревни на примере старинного села Линева. Сегодня давайте переместимся на юг области и посмотрим, как жили наши предки в Припьянье. А поможет нам в этом бесценная тетрадка, в которой деревенский краевед Василий Власов долгие годы вел летопись своего родного села Ачка, что недалеко от Сергача.
СОР ИЗ ИЗБЫ НЕ ВЫНОСИЛИ, А ГОЛОВУ МЫЛИ ЩЕЛОКОМ
Село это, издавна населенное русскими, получило название по превратившейся ныне в ручеек речке Ачке, или, как раньше писали, Аче, одному из небольших притоков Анды, впадающей в Пьяну. Это название имеет татарское происхождение: слово ачы по - тюркски обозначает «горький» либо «соленый». Судя по всему, село может вести свою историю примерно с XVI века. Заселено Припьянье тогда было очень слабо, поэтому власти некоторое время насильственно выводили великорусских крестьян на поселение в Арзамасский, Алатырский и Курмышский уезды.
Крестьяне строили лачуги из толстых смолистых бревен, крыши крыли камышом или липовой корой, поверх бревен стены обмазывали глиной. В сторону улицы устраивалось одно лицевое окошко, а по бокам — два маленьких, нужных для вытяжки дыма в условиях топки печи по-черному. Оконные рамы затягивались бычьим пузырем, едва пропускавшим вовнутрь солнечный свет. В зимнюю стужу окна до половины зашивались лубком и набивались мякиной (отходами при веянии зерна) или кострикой (отходами при обработке льна). В помещении было темно и душно, как в чукотском чуме.
Полы и стены изб мыли лишь по праздникам, в будни же их обрабатывали скребками, удаляя излишний жир и копоть. Все оскребки сгребались на специальную лопатку с короткой ручкой, чтобы опоражнивать ее в дверную щель, не выхолаживая избу. Отсюда и возникла широко известная пословица о соре, который не следует выносить из избы.
Жилище освещалось лучиной, которую вставляли между «рогами» светца — железного прута длиной 20—30 см, верхней конец которого был расщеплен на три части в глубину надрезами в 5— 7 см. Чад от лучины стоял такой, что слезы навертывались на глаза, хотелось чихать и кашлять. На рубеже XIX—XX веков для освещения домов в хозяйствах побогаче стали употреблять покупные масла — растительные и минеральные. В то же время крестьяне научились пользоваться керосином и керосиновыми лампами — сначала пожароопасными, без стекла, а потом, лет сто назад, появились и «американские» керосиновые лампы со стеклом.
До широкого распространения мыла стирка белья была чрезвычайно трудным делом. В XVII веке на Руси стали известны стиральная доска и валёк (рубель), удержавшиеся в сельском быту до 1960-х годов. С помощью валька отглаживали свежевыполосканное в проруби или на пруду белье. Классический валёк представлял собою плашку длиною чуть меньше метра, шириной 10—15 см, с ребристой поверхностью и округлой ручкой. Плавно намотав мокрую вещь на валёк, ачкинская хозяйка, придавливая за ручку, раскатывала белье по стиральной доске до тех пор, пока не разглаживалась последняя морщина.
Тогда же был известен и другой способ стирки: белье укладывалось в корыто, кадку или лохань, над ним расстилалось полотно, на которое сверху насыпали золу. Через полотно в кадку заливали горячую воду; растворяя золу, она давала щелок, отстирывавший грязь. Щелок раньше изготавливали в бане и использовали вместо мыла. До сих пор в Ачке есть любители пользоваться им вместо мыла для мытья головы.
ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКИХ МЫЛОВАРЕН УСТРОИЛИ ЛЕСОПОВАЛ
В середине XVII века Ачка вместе с половиной Арзамасского и Нижегородского уездов переходит в собственность «царского зятя» — вельможного боярина Бориса Ивановича Морозова. Он организовал в этих местах поташный промысел на экспорт — тогда углекислый калий еще не научились производить химическим способом.
Изготавливали поташ из древесной золы и применяли на Руси, а больше в Германии, Польше, Голландии, Англии для мыловарения и стеклоделия. Дуб и ольха на лесных полянах пережигались в золу, которая растворялась в воде. Когда густота раствора достигала тестообразной консистенции, этим тестом обмазывали ольховые и 6адубовые поленья, которые и складывали в «буды» (кучи), пересыпая при этом каждый ряд поленьев новым слоем зольного теста. Башню поджигали, а пережженную расплавленную золу собирали в берестяные кули — это и был поташ.
Людей на майданы, или станы, требовалось очень много, так что зачастую крупнейшие из таких станов превращались в постоянные людские поселения, сооруженные из землянок. Ачкинская легенда рассказывает, что, когда их прапрадедов на телегах везли на поташную каторгу, спереди и сзади каравана ехали вооруженные стрельцы.
Быт майданщиков обычно обустраивался так: выкапывалась яма глубиной примерно мужику по пояс, из жердей делали каркас, поверх которого клали крышу. Сверху землянка засыпалась толстым слоем дерна. Иногда кровли не выдерживали, заживо хороня под собою несчастных обитателей. Если позволяло время, строились и рубленые хижины-землянки, тоже присыпанные сбоку для тепла вынутым фунтом.
ЗА ЗИМУ СЪЕДАЛИ ПУД СОЛИ
В зависимости от квалификации, майданщики делились на разные категории. Поливачи обмазывали и «поливали» золою полусметанные костры. Годовое жалованье каждого из них составляло 10—20 рублей, вдобавок харчи натурой: десять четвертей муки, четверть с полуосьминой крупы, осьмину толокна и три пуда соли. Может быть, именно оттуда пошла русская поговорка «с ним пуд соли съел», то есть провел зиму на майдане, на отдаленном лесном кордоне, куда тропинку от людских жилищ еще в ноябре вьюга замела.
«Будники» были наиболее многочисленной на стану группой поташной голытьбы. Они определенным образом складывали бревна в костры. Кроме устойчивости конструкций, от них требовалось соблюдать правильное чередование пород деревьев. Жалованьем будника в XVII столетии были 3—5 рублей в год, не считая харчей.
«Воштари» (возчики) доставляли бревна с лесосеки, а также свозили готовый поташ в кулях и бочках в барские амбары. Кроме питания, им полагалось по 3—4 рубля в год. Бочарам за бочки для экспортного продукта платили еще меньше — от двух с полтиною до трех целковых.
С апреля по ноябрь рабочие обитали в землянках, от постоянной близости к гигантским кострам и отсутствия сносной питьевой воды лопалась кожа на лицах и руках, а рабочий день тянулся от зари до зари. За какие-то полтора столетия лес был вырублен на сотни километров. В XVIII веке западноевропейские химики нашли способ получения поташа и тем самым спасли остатки припьянских лесов от окончательного истребления.
ТЕРРИТОРИИ МЕТИЛИ ПУШКАМИ И ПУЛЕМЕТАМИ
Потомки будников и майданщиков еще в 1665 году, после смерти боярина Морозова, были переписаны в государственные крестьяне. Мужики царапали тяжелые каменистые земли деревянными сохами с железными лемехами, боронили нечерноземные поля деревянными боронами. Нуждаясь в пашнях, они делали в лесу росчисти, подсушивали срубленные деревья, сжигали их, корчевали пни и начинали распахивать гари. Первые несколько лет на новом участке, удобренном золой от костров, удавалось собирать относительно неплохой урожай ржи, пшеницы, проса, овса, ячменя, репы, которая в тогдашнем рационе занимала место еще неизвестной на Руси картошки. Из бобовых культур ачкинцы уважали горох, чечевицу и вику, из огородных — лук, морковь, капусту, огурцы. Напоминаем, что репа в древности считалась не огородным, а полевым овощем. Ее употребляли в пищу пареной, вареной (в похлебках и кашах), вяленой и даже сырой.
С давних пор каждая крестьянская семья в Ачке имела свой собственный знак — полевую мету, которую применяла для того, чтобы обозначить на места ости свои покосы, посевы, лесные делянки. В качестве мет применяли стилизованные изображения бытовых предметов — вил, сапог, грабель, дуги, косы, ухвата, кочерги, сохи. Подходили и природные сюжеты, и геометрические фигуры — луна, елка, треугольник, куриные лапки, колечки. После Первой мировой и Гражданской войн отдельные сельские оригиналы выбрали себе в качестве мет пушки, пулеметы и аэропланы.
В свободное от хлебопашества время ачкинцы в старину занимались вязанием шерстяных носков и варежек, тканьем холстов, валянием самодельной обуви, сапожничеством, плотничьим и столярным ремеслами, выделкой овчин, бондарным делом, изготовлением хомутов. В лапотном же ремесле, по свидетельству старожилов, Ачка не имела себе равных на всей сергачской земле. Лапти плели всех сортов. Самые эстетичные «чувашские» предназначались для девиц, «прямые» — для баб, «кривые» — для мужиков.
Дмитрий КАРАБЕЛЬНИКОВ, Анатолий МОСКВИН, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Фото Дмитрия КАРАБЕЛЬНИКОВА.
Рисунок Алисы ЩУРОВОЙ.
Авторы благодарят за помощь в подготовке материала учительниц села Ачка Надежду Безрукову и Нину Ерёмину, а также библиотекаря Татьяну Ерёмину.