Водка в могиле, или Последнее завещание Ивана Васильевича
Водка в могиле, или Последнее завещание
Ивана Васильевича
Положенная в гроб бутыль часто предназначалась для того, чтобы дух умершего, при жизни зависимого от алкоголя, не беспокоил своих живых родственников. Да к тому же считалось, что и на том свете упокоенный мог вести такой же разгульный образ жизни, как и при жизни.
ВОДКА ОТ ПОКОЙНИКА
Как-то весной я принимал участие в этнографической экспедиции в Сергачский район Нижегородской области. В селе Ачка я записывал тамошние истории и былички, рассказываемые сельскими жителями, и один из пожилых мужчин поведал мне удивительную историю:
“Было это в 1984 году у нас в Ачке. Рыли мы могилу Ивана Воронина. Он умер в 1954 году, а мы рыли могилку для его супруги, пережившей мужа на 30 лет. Когда вырыли примерно с метр, вдруг лопата на что- то наткнулась. А один из мужиков и говорит: “Иван Васильевич, когда помер, ему в гроб, по его завещанию, вложили “четверку” “Московской особой"". И точно, стали мы осторожно копать дальше и нашли эту “четверку”, хорошо засургученную. И решили двое из наших товарищей эту “четверку” “раздавить” на двоих, а мы трое пить отказались. Нашли здесь же на могилках поминальные стаканы и выпили. Мы их спрашиваем: “Ну как?”. А они отвечают: “Да вроде за тридцать лет водка послабже стала". Ну, мы могилку дорыли - жену Ивана Васильевича похоронили. Помянули и разошлись. На следующий день всей нашей пятерке предстоял очередной калым - нужно было строить сруб-мазанку. Собрались мы вчетвером, заходим за Булкиным. Смотрим, он около своей избы ходит туда-сюда, на лужайке. Подходим к нему: “Здорово, Анатолий Федорович, пойдем строить мазанку". А он нам и отвечает: “Да что вы, я всю ночь квас пил, после этой могильной водки меня так мутило! Вырвало то, что мы пили, жрали. И всю ночь я не спал... Больше в жизни могильную водку я пить не буду!".
Вот такая любопытная история произошла в селе Ачка, и случай этот далеко не единственный.
Известно, что до недавнего времени изредка подобное действо действительно практиковалось. Захоронение водки или вина вместе с телом умершего, вероятно, имело целью принесение сопроводительной погребальной жертвы людям, при жизни зависимым от алкоголя, то есть положенная в гроб бутыль якобы предназначалась для того, чтобы дух умершего не беспокоил своих живых родственников. Да к тому же считалось, что и на том свете упокоенный мог вести такой же разгульный образ жизни, как и при жизни.
ОТ ЗАРАЗЫ И ЧАХОТКИ
В некоторых областях России и у отдельных славянских народов это действо означало нечто большее. В Боснии и Герцеговине выкопанное из могилы вино (так же, как и деньги) по архаичным верованиям тамошних жителей считалось чудодейственным, исцеляющим и охраняющим от зла и напастей. В Боснии склянки с вином помещали на дно могил людей, при жизни пристрастных к алкоголю, и находка такой бутылки при вторичной раскопке захоронения считалось большой удачей.
В санджаке Нови Пазар скончавшемуся от туберкулеза человеку клали в могилу бутылку вина, предварительно перевязав ее веревкой, чтобы было легче вытащить. Через 40 дней после поминок члены семьи вытаскивали за эту веревку бутылку на поверхность и распивали ее, веря в скорейшее излечение от туберкулеза. Традиционно вытаскивание из могилы бутылки с вином происходило в ночное время (после полуночи) с участием всех членов семьи. При выполнении этого обряда все его участники не должны были проронить ни слова. Также молча они возвращались домой. Запрет на разговоры распространялся и на членов семьи, оставшихся дома, и по каким-то причинам не пошедшим на кладбище. Разговаривать можно было только после полного завершения ритуала.
В Восточной Сербии около Болевца на похоронах умершего от заразной болезни поступали также. Только вместо алкоголя в бутылку наливали постное масло, которое выпивали через 40 суток, чтобы уберечь себя от заразы.
В России считалось, что бутыль водки, найденная в старом захоронении (так называемая “водка от покойника”) и выпитая живыми, погружает их в глубокий, продолжительный сон, прообраз смерти.
ЛИЛИ В МОГИЛКИ ПИВО И ВИНО
Интересный обряд был отмечен священником С.Троицким в 1867 году на юге Нижегородской губернии. С удивлением святой отец наблюдал за этим действом во вверенном ему приходе в родительскую субботу в непоименованной деревне, населенной мордвой - мокшей. По словам батюшки, этот обряд напоминал праздник или сельское гулянье.
В родительскую субботу все жители окрестных деревень оставляли свои работы и шли навещать умерших родственников, обязательно прихватив с собой в изобилии говядину, хлеб, вино и пиво (причем, последнее ведрами). После исполнения православной литии на могилках священника угощали вином и пивом и вежливо выпроваживали с кладбища. После этого, по словам батюшки, у мордвы якобы начинался языческий разгул. В могильных насыпях мокшане делали отверстия, в которые они заливали пиво и вино, приговаривая при этом: “Погуляйте теперь, батюшки вы наши, с нами; после вам без нас никто ничего не даст”. Как только все было съедено и выпито, народе песнями и с трубками во рту разбредался по домам.
Существует и другое сообщение конца XIX века, в котором говорится, что на похоронах у мордвы в фоб усопшему клали бутылку водки: “Опохмелиться на том свете и угостить старших покойников, чтобы приняли ласковей...”
Архаика этих обрядов, видимо, предполагала установление связи между миром живых и миром мертвых. Подобно танцу или маскараду опьянение живых или угощение спиртным мертвых считалось средством ритуального изменения человека. Известно, что славянские погребальные пиры (тризны) включали в себя чрезмерное расточительство яств и медов и состояли из драматических игровых сцен с использованием масок. В русских летописях тризна изображалась как пьяный мир. Употребление до глубокого опьянения хмельных напитков на похоронах отмечалось на русском Севере вплоть до конца XIX века. Суеверные представления о жажде у мертвых по-разному проявлялись в погребальных обрядах многих народов, и истолковывались они, в основном, одинаково: влажный - живой, высохший - мертвый.
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ТРИЗНЫ
Случаи вкладывания бутылки водки в гроб мужчинам в XIX веке были зарегистрированы не только в Нижегородской области, но и в соседней с нами Костромской и Смоленской губерниях. Подобное действо этнографы наблюдали и в Беларуси!
В Беларуси, в Новогрудском лесу, однажды был найден надгробный камень XVII века. Надпись на нем гласила:
“Тут Иван Семашко лежит
У ногах черная собака тужит
У головах фляжка горилки стоит
У руках острый меч держит.
Го, го, го! Що ж кому до того?"
Рассказы о сопроводительном алкоголе для “ушедших в мир иной” мне не раз приходилось слышать в рассказах на завалинке от пожилого (и не очень) сельского населения тогдашней еще Горьковской области.
Подобные ритуальные действия - такие, как вливание хмельных и алкогольных напитков в могильную насыпь или вложение бутылей с водкой или вином в гроб умершему - берут свое начало еще с древних, незапамятных времен. Скорее всего, этот ритуал является отголоском древнейших языческих погребальных обрядов. Одним из них можно назвать тризну - поминание усопших, известия о которой сохранились еще со времен княгини Ольги.
Дмитрий КАРАБЕПЬНИКОВ, нижегородский краевед.
“МК в Нижнем Новгороде” 23 - 30 октября 2013 года