История села

Страшно, аж жуть!

Страшно аж жуть

Страшно, аж жуть!

 

КАКИЕ БЫЛИЧКИ ПОМНЯТ И СОЧИНЯЮТ НИЖЕГОРОДЦЫ

Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал страшные рассказы о живых мертве­цах, русалках, вампирах, огненных змеях или другой нечисти. Чаще всего у этих коротких историй нет хеппи-энда, да и морали никакой у них нет. Называются они быличками. Их любят рас­сказывать дети в пионер­ских лагерях после отбоя. А иногда былички о ведьмах и колдунах можно услышать и от бабушек с дедушками, отдыхающих на завалинке.

КУЛАЧКА-КОЛДУНЬЯ ОТОМСТИЛА ПАРТРАБОТНИКУ

Еще в первой четверти XX века этнографы, записывающие былички в глухих деревнях, за­мечали, что Нижегородская гу­берния являлась регионом, где «память о сильных колдунах, один взгляд которых убивает на лету ворона, и о колдунах, обо­рачивающих в волков свадеб­ные тройки лошадей вместе с людьми и насылавших мор на скот, живет до сих пор».

В середине прошлого века ни­жегородцы верили в колдунов и их магическую силу. И повы­шенный спрос рождал предло­жение: так называемые ведьмы и знахари водились чуть ли не по нескольку человек в каждой деревне, и вступать с ними в ссоры не только не рекомендова­лось, но было якобы чревато не­обратимыми последствиями. В нижегородской глубинке иногда можно услышать былички о том, как колдуны наказывали за непо­чтительное к ним отношение.

В 1919 году во время голода в одном из сел Лукояновского уезда комитет бедноты реквизи­ровал у зажиточной кулачки-колдуньи Зыбиной восемь караваев свежевыпеченного хлеба. Приш­ли в ее отсутствие, взяли и ушли. Через пару часов в комитет вле­тела разгневанная старуха и, на­бросившись на его председателя, выговорила: «Так-то ты, голуб­чик, поступаешь! Ну попомнишь меня!» И бросила в председателя горсть земли. Старуха ушла, а присутствовавшие при этом кре­стьяне стали толковать о скорых неприятностях, грозивших на­чальнику продотряда. С того дня молодой здоровый парень прямо на глазах у товарищей стал хво­рать, чахнуть, а через год умер.

 

НЕЧИСТЬ НАДЕЛА СТАРУХЕ НА ГОЛОВУ ЧУГУНОК

В мае 2007 года во время одной из фольклорных экспе­диций в Сергачский район Ни­жегородской области в селе Ачка местные жители расска­зали мне, что как раз во время тамошнего моего пребывания умерла Марусенька, о которой по селу ходила недобрая слава колдуньи.

В народных рассказах кол­дуны живут долго, но всегда умирают тяжелой, мучительной смертью. Якобы нечистая сила, с которой на протяжении своей жизни общаются колдуны, в мо­мент смерти «все тело их рвет и гнет», потому что помощники колдунов черти не хотят отпу­скать своих хозяев и из послед­них сил пытаются удержаться в их теле. Так, об упомянутой выше ачкинской колдунье Мару­сеньке рассказывали, что уми­рала она мучительно и нашли ее утром на полу под кроватью: «Знать, черти туда затащили».

Еще об одной тяжелой смерти нижегородской ведьмы мне рас­сказала жительница деревни Арефьево Ковернинского райо­на:

«Жила в Арефьеве бабка, она разговаривала с нечистой силой. К ней многие ходить боя­лись, потому что она была колду­ньей. Долго жила старая бабка, уж из ума стала выходить, сама не понимала, что творит-делает. Как-то раз пошла колдунья в баню, да что-то долго не воро­тится. Забеспокоились родные: «Да что же с ней»? Прибежали они в баню, заходят в предбан­ник и видят: сидит там их стару­ха, а на голове у нее глиняный горшок. Да только дело в том, что горлышко горшка этого в два раза меньше бабкиной го­ловы, и умудриться надеть его на голову просто невозможно. А когда горшок этот родствен­ники разбили, ведьма тотчас ис­пустила дух. А говорили, что она не может умереть, покуда кому- то не передаст свои колдовские знания».

Согласно народным поверьям, колдун может иногда передать свою силу и неживому предме­ту. Любой, кто затем возьмет эту вещь в руки, якобы примет вместе с ней и колдовской дар.

Вот еще одна история о смер­ти колдуна-пастуха, записанная в селе Михалкин Майдан. Лежа на смертном одре, он не расста­вался со своим батожком (пал­кой, которой погоняют коров). Его племянник вынул из холо­деющих рук старика батожок и неожиданно для самого себя сам сделался колдуном.

 

«ТАК БЕС ЕЕ И ЗАМУЧИЛ»

Бытуют в Нижегородской об­ласти и многочисленные рас­сказы о сделках знахарей с не­чистой силой. Согласно этим соглашениям, в распоряжение колдуна якобы поступают так называемые помощники (то есть та самая нечисть), которых он обязан обеспечить работой и использовать на любую свою надобность. Сделка с бесами даром не проходит и в любом случае заканчивается для чело­века неблагоприятно. Об этом красноречиво свидетельствуют истории, записанные автором данной статьи в разных селах нашей области. Вот некоторые из них.

*              Несостоявшийся ведьмак

«Жил в Ачке мужичок с се­мьей. Повадился он как-то учиться колдовскому ремеслу. Раз в 12 часов ночи жарил он в своей бане кошку. Да не получи­лось что-то. С того дня тронулся мужик умом. Говорят, он в бане какой-то страх увидел да и со­шел с ума. А через некоторое время мужичок тот совсем сги­нул».

(Записано автором в селе Ачка Сергачского р-на в мае 2007 года.)

*              Кривая береза у федуловской мельницы

«Свекор мой ездил в Вятку продавать валенки. Зашел в один дом, а там на печи лежит ветхая старуха. По обычаю он с ней поздоровался, а бабка у него и спрашивает: «Молодой человек, вы откуда?» А он ей и отвечает: «Издалека, бабушка, вы все равно не знаете, откуда я». «А может, знаю», — молви­ла бабка. Свекор ей и говорит: «Я из Ковернина, из деревни Федулово». Бабка услышала от­вет и говорит: «Да, знаю, милый, знаю! У меня там подруга есть, в Кпюкине проживает, недалеко от Федулова». Свекор действи­тельно знал ту женщину, но ее уже давно не было в живых. А бабка эта свекру и говорит: «А я вот, дитятка, всем каюсь». Све­кор ее и спрашивает: «Чего вы, бабушка, каетесь, что надела­ли?» Бабка та ему и рассказала, что в молодости они вместе с подругой из Клюкина и другими ведьмами слетались к кривой березе, росшей у федуловской мельницы, на шабаши, проводя там свои колдовские обряды и насылая порчу на людей».

(Записано автором от Кукуш­киной А. И., 1924 г. р., в дер. Анисимово Ковернинского р-на в мае 2006 г.)

*              Анна с бесом

«...Он дядькой моему мужу был, его зарезали, у него оста­лась жена Анна с детьми. Она по нему очень сильно тоскова­ла. И вот говорили, что он к ней приходил — покажется, как на­стоящий. Придет, ее ласкает, а время-то голодное было, и он говорит: «Аннушка, ну как вы тут без меня живете, вы, навер­ное, голодаете с детьми, нате я вам тут яблоки принес». Она все это ела да заболела. Потом утром проснулась, а вместо яблок лошадиные какашки. Вот пошла Анна (надо было выгоны городить для лошадей) вместе с другими колхозницами на ра­боту. А женщины уговорились ее проверить, правда ли, что она знается с нечистой силой. Посмотрим, говорят бабы, пе­релезет ли Анна через загород. Они загород перекрестили и все через него перепрыгнули, а Анна уперлась, как бык, тащи­ли ее, тащили, да не перетащи­ли. Все кричат: «Анна, ты что, перелезай, надо дальше идти», а она бросилась к реке и обо­шла этот загород стороной. То есть не смогла Аннушка «пере­йти через молитву». В общем, бес, который приходил к ней в образе мужа, так ее и замучил. Вскоре она заболела и умерла.

(Записано автором от Бесчастновой М. Ф., 1938 г. р., в дер. Яндовы Семеновского р-на в июне 2007 г.)

Дмитрий КАРАБЕЛЬНИКОВ, краевед, novosti@ nr.nnov.ru

Рисунок из Интернета.

Д N° 194 / 16737 ♦ Среда ♦ 2 декабря 2009

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить